Семь лет назад Кристиан Хынку еще был профессиональным футболистом(играл в командах высшей лиги) и, как многие горожане, мало что смыслил всельском хозяйстве. Но теперь созданное им агрохозяйство SRL ≪AndridorGrup≫, специализирующееся на производстве столового винограда, экспертыставят в пример другим агробизнесменам. О том, как добиться успеха на≪чужом поле≫ бывший футболист рассказал корреспонденту ≪LA≫.
— С чего все началось?
— Когда я завершил свою футбольную карьеру в 2006году, мне надо было найти для себя новое дело, какговорится – по душе. Потянуло в земле, к корням. И вот,зарегистрировав сельхозпредприятие ≪Andridor Grup≫,я начал консолидировать земли в районе Анений-Ной.В тот момент у меня еще даже не было окончательно госформировавшегося понимания того, что именно ябуду выращивать. Чтобы сформировать массив в 35 га,мне понадобилось полтора года. После чего я решил– можно приступать к работе, при этом, не переставая≪собирать земли≫ при каждом удобном случае. Задумалсяя о виноградарстве во время просмотра телепрограммы≪Baştina≫. Я решил, что буду производить столовыйвиноград и продавать его в свежем виде, хотя, по сути,ничего определенно об этом не знал.
Однако я выбралнаправление движения и чётко уяснил, что бизнес надовести правильно — искать хороших консультантов.В Министерстве сельского хозяйства и пищевойпромышленности мне посоветовали приобрести вБордо (Франция) саженцы сортов Кардинал, Мускатгамбургский, Италия и Иса. Первые виноградники на 20га заложил в 2008, в 2010 – еще 15 га, но использовал ужемолдавский посадочный материал – сортов Кодрянка иПрезентабил. Параллельно с этим решил попробоватьсебя и в садоводстве: сначала посадил на 6 га столовуюсливу столовых сортов. Позже, в 2011 – еще 30 га садовсливы и 10 га груши.
Сравнивая сады и виноградники,могу сделать вывод, что с виноградниками работатьнамного сложнее. Затраты на содержание 35 гавиноградников равны расходам для 100 га сада. Всевиноградные плантации вступят в плодоношение в 2015.В следующем году на 16 га плантаций будет установленасистема капельного орошения, благодаря этому, согласнорасчетам, потенциальная урожайность увеличится на30% — до 10 т/га товарной продукции.
— Что было самым сложным?Привыкнуть к необходимости вкладывать значительныесредства несколько лет подряд — без какой бы то ни былофинансовой отдачи. Собственных денег, заработанныхв футболе, было явно не достаточно. Брать кредиты нерешился. Выручили друзья, которые дали в долг безпроцентов основную часть инвестиционного капитала.Также очень помогли субсидии от государства и участиев донорских сельскохозяйственных проектах. Наши людиплохо осведомлены о той помощи, которую они могутполучить.
Мы ходили по разным проектам, в поискахфинансирования и нашли очень выгодные условия.Считаю самыми удобными для сельского хозяйстваусловия программы ≪2KR≫ (в беспроцентный лизинг мыприобрели технику, культиваторы, систему ирригации -расплатились за три года) и проект ≪JNPGA≫, благодарякоторому мы построили холодильник. Помимо рассрочкиплатежей на два года, от ≪JNPGA≫ мы получили грант вразмере 40% от инвестированной суммы. С помощьюинвестиционных проектов также планируем построитьсушку для сливы на 40 т. Некоторые производители сетуют,что не могут получить в таких проектах финансирования.
Мой опыт говорит о том, что нужно прийти к донорамс хорошим, качественным бизнес-планом и убедитьих в серьезности своих намерений. У них должна бытьуверенность, что бизнес не будет брошен на произволсудьбы при возникновении первой сложной ситуации.Помимо поиска средств, был еще один каменьпреткновения. По-настоящему трудно собрать команду__ хороших специалистов, их я нашел не сразу. Конечно, я и саммного читал специальной литературы по интересующейтеме, ходил на семинары и мастер-классы, хватал любуюинформацию о столовом виноградарстве. Но этого мало,без высококлассных экспертов в собственном хозяйствевсе равно не обойтись. Из-за того, что поначалу рядомоказались люди не очень высокого профессиональногоуровня, были допущены ошибки, которые дают осебе знать до сих пор.
Например, густота посадкивиноградника была рассчитана без учета плодородностипочвы: 2424 саженца столовых сортов винограда наодин гектар оказалось много, нужно было ограничиться2200 максимум. Так как кусты очень рослые, пришлосьформировку делать вертикальной, а не горизонтальной.Со временем у меня сложились хорошие отношения соспециалистами управления сельского хозяйства нашегорайона, которые помогли найти профессионалов. Ибольшую роль сыграло вступление моего предприятияв Ассоциацию производителей и экспортеров столовоговинограда. Я благодарен ее председателю Георгий Габериза то, что он научил меня многим тонкостям выращиваниястолового винограда, и главному консультанту нашейкомпании по виноградникам Василию Биешу (бывшемуисполнительному директору ассоциации).
Их авторитетдля меня бесспорен.За первые годы было много трудностей — с финансами,погодой, людьми и т.д. Случались моменты близкие котчаянию — когда не знал, что делать, где найти помощь.Не раз хотелось всё бросить, но помогли, наверное, мойспортивный характер, терпение и большая любовь кмоему делу. Я часто езжу на виноградники и в сады. Мненравится общаться с работающими там людьми, оничувствуют мою заинтересованность и отвечают хорошейработой.
— Проблемы экономики агробизнеса решать проще,чем вопросы агрономии?
— Я бы так не сказал. Когда виноградники стали входитьв плодоношение, появилась проблема реализациипродукции. Оказывается, цена на столовый виноградгораздо привлекательней для производителя в тотпериод, когда нового урожая еще нет. Но в таком случаевозникает очень непростой вопрос хранения продукциив межсезонье. Это самая большая проблема всех малыхсельхозпроизводителей. Они работают почти даром,а перекупщики получают минимум стопроцентнуюрентабельность, закупая виноград с плантации. Нередкокрестьяне вынуждены его продать на любых условияхоптовика, чтобы покрыть хотя бы издержки. Я понял,что правильно посадить и ухаживать за плантациями -это полдела. Без холодильника у этого бизнеса в нашихусловиях нет перспектив. Первый же год выхода на рыноксбыта я продал весь виноград с поля перекупщиками начал строительство холодильника. К следующемуурожаю была построена первая очередь – на 200 тхранения. Надо сказать, сразу почувствовал изменениеотношения ко мне со стороны перекупщиков. Половинусобранного винограда (примерно 70 тонн) мы продалисами, это был наш первый экспорт – в Россию, поставкабыла в Екатеринбург. Опыт оказался удачным, и с теми жепокупателями мы договорились о сотрудничестве в этомгоду.
— Что делать крестьянским хозяйствам, у которыходин гектар или еще меньше виноградников?
— Если все наши планы осуществятся, то в 2014 мы сможемпомочь со сбытом и соседям — малым производителям(в этом году мы расширили мощности по хранениюеще на 240 тонн). У них нет другого выхода, кромекак объединиться в региональные организации. ВАссоциацию производителей и экспортеров столовогоРМ винограда входят крупные предприятия. Но малыхпроизводителей в стране намного больше. Даже если онивступят в эту ассоциацию, ее руководство ассоциации нев состоянии контактировать со всеми. Поэтому должнабыть создана такая структура, чтобы производителистолового винограда организовались в районныеобъединения, выбрали лидеров и делегировали их всовет республиканской ассоциации. В таком случае сними можно будет оперативно и эффективно работать.Нашим людям мешает быть успешными их менталитет.
Они не доверяют друг другу. А когда нужно выбратьлидера, все хотят быть выше соседей. В этом годугруппа наших производителей побывала в Испании,ознакомилась с опытом ведения бизнеса. Там малыепроизводители объединились в кооперативы и по 40 летработают вместе. Председатель и заместитель решаютвсе вопросы – от обработки виноградников до сбытапродукции. Для всех членов кооператива главное – то,что все очень хорошо работает.В совете Ассоциации производителей и экспортеровстолового винограда РМ (Кристиан Хынку входит всовет. – Прим. авт.) мы приняли решение активизироватьработу с малыми производителями. Даже нынешнийгод подсказывает – нужно уходить от существующей разобщенности. Погодные условия — когда все сортастолового винограда созрели почти одновременно -были шоком для тех производителей, у которых нетвозможности заложить продукцию на хранение.
Они незнают, как собрать урожай, что делать с большим дляних объемом винограда. Если в 2012 коллеги продаваливиноград по 12 леев/кг с поля, то теперь они готовы отдатьпо 6 леев и ищут покупателей. Но, имея возможность заложить виноград на хранение, можно будет поднятьцену минимум на 2-3 лея.Каждому из малых производителей не по карманупостроить холодильник, но ассоциация может обратитьсяв какой-нибудь проект за финансированием, получитьгрант. Вместе они могут сформировать большуюпартию продукции и найти хороший канал сбыта. Ведьпокупателям-импортерам не интересны малые объемы.Они в первую очередь обращаются в республиканскуюассоциацию или в министерство, чтобы им подсказали,у кого купить крупные партии винограда. Если малыепроизводители этого не поймут, то через несколько летих виноградники останутся без обработки.
— У вас есть хороший партнер в России, который можеткупить весь объем выращенного вами винограда.Для вашего бизнеса этого достаточно?
— На данный момент для всех молдавских производителей столового винограда рынок № 1 – российский, на негоприходится 80% экспорта. Он действительно огромный ицены там выгодные, но есть минус – его нестабильность.Завтра правила на нем могут измениться. Нам всем надоискать еще каналы сбыта в Прибалтике, Польше, котораяпроявила интерес к нашим сортам. После перерыва Белоруссия начала хорошо с нами сотрудничать, но,опять-таки, эта страна входит в Таможенный союз. Работав рамках Ассоциации производителей и экспортеровстолового винограда хороша тем, что тот, кто что-тополезное для отрасли нашел, делится этой информациейс другими членами. Если один из нас начал отправлятьвиноград в Польшу, за ним последуют и другие. Нашакомпания ведет переговоры с покупателем в Эстонии.Этот рынок привлекает своей стабильностью.
Мы в ассоциации приняли решение — начиная соследующего года активно участвовать в различныхвыставках за рубежом, чтобы продвигать молдавскийвиноград. У нас есть конкурентные преимущества передпроизводителями из других стран. Я в этом убедилсяв Италии, где в прошлом году побывал с группойотечественных производителей столового винограда.Мы посетили регион, где выращивается большая частьвинограда столовых сортов в этой стране. Итальянцыпроизводят красивую товарную продукцию. Но, посравнению с нашей, у нее нет ни вкуса, ни аромата. Ониделают до 20 опрыскиваний виноградника, а мы — пять-шесть. Наш виноград, по сравнению с итальянским — почтибиопродукт. По крайней мере, нужно использовать тотфакт, что в Молдове применяются щадящие обработки.И нужно дать европейцам попробовать молдавскийвиноград.
В плане продвижения мы уже предпринимаем какие-тошаги. Ассоциация заказала ящики с нашим логотипом,чтобы было видно происхождение винограда. Ноотправлять продукцию на экспорт в такой таре смогуттолько те, кто выращивает гроздья высокого качества.Кстати, малым производителям нужно объединяться дажедля того, чтобы решать вопрос с обеспечением тарой, т.к.для ассоциации (для большого объема) это обходитсядешевле. Сегодня в странах СНГ не предъявляют высокихтребований к упаковке столового винограда, но в любоймомент там могут ввести другие стандарты, и нам нужнобыть к этому готовыми.Ангелина Таран