Отдельные элементы консервирующего/ресурсосберегающего земледелия применяются при выращивании многих сельскохозяйственных культур, даже тех из них, которые, как до недавнего времени считали аграрники, невозможно выращивать без глубокой вспашки (подсолнечник, сахарная свекла и др.).
Вместе с тем, результаты применения технологий минимальной обработки почвы существенно различаются от хозяйства к хозяйству, от поля к полю. Более того, даже в пределах одного и того же поля в разные по климатическим условиям годы и по различным культурам показатели будут различными.
Это, на наш взгляд связано в первую очередь с тем, что чаще в применяемых т.н. «консервативных системах земледелиях» акцент ставится, главным образом только на приемы обработки. А выбор того или иного приема сельхозпроизводители делают, не принимая во внимание исходное состояние почвы и поля в целом. В публикациях на страницах этого журнала нами уже обращалось внимание на системный характер консервирующего земледелия, главным принципом которого является ландшафтная адаптация всех компонентов агроэкосистемы.
В этом контексте, консервативные технологии характеризуются элементами точного земледелия (precision agriculture) и должны быть построены на оценке пространственно и временной неоднородности сельскохозяйственных полей. Опыт других регионов показывает, что от степени неоднородности зависит эффективность внедрения новой технологии в конкретных условиях (конкретных хозяйствах). В то же время достоверно установлено, что если агрохимические и агрофизические показатели качества и плодородия почв отличаются в пределах одного поля и это учитывается при принятии технологических решений, то затраты на новую технологию с большой вероятностью окупятся.
Следовательно, первым необходимым шагом при переходе на новую технологию является объективная оценка пространственно- временной вариабельности сельскохозяйственных полей. Основной исходный принцип, на котором должна основываться объективная оценка пространственно- временной вариабельности сельскохозяйственных полей, предполагает, что показатели качества поля определяются взаимодействием внешних и внутренних факторов развития почвообразования и эволюции почв. При этом из расчетов нельзя исключить ни один фактор.
Среди внешних факторов первостепенное значение имеет фактор геоморфологический. Напоминаем, что В. В. Докучаев считал рельеф вершителем судеб почвы — это потому, что именно геоморфологические условия, в том числе и условия естественного дренирования и эрозионного расчленения территории наряду с климатом определяют водно-воздушный и гидро-термический режимы почвы. (см. Таблица 1) Среди внутренних факторов особое значение имеет гранулометрический состав. Последний связан непосредственно с почвообразовательным процессом.
Основными элементарными процессами, способствующими преобразованию гранулометрическому составу почвы являются оглинивание, илмеризация, внутрипочвенное выветривание, гумусообразование, органо-минеральные реакции и д.р. В то же время уже с первых начальных фаз развития почвенной системы все процессы интеграции и структурной организации вещества определяются непосредственно гранулометрическим составом.
В этом контексте гранулометрический состав имеет универсальное значение. Именно гранулометрический состав определяет основные технологические свойства, которые определяют выбор системы обработки, а соответственно — характер обработок и энергетические затраты на их проведение (см. Таблица 3). Из представленной таблицы устанавливаем, что почво-функциональная роль гранулометрического состава реализуется при определенных уровнях влажности. В этом контексте, большое значение приобретает поведение почвы при уровнях влажности, соответствующим определенным технологическим состоянии. (см. Таблица 4). Из представленной таблицы наиболее благоприятные условия для обработки почв создаются в интервале влажности соответствующей уровню влажности между пределом усадки и пределом пластичности.
Количественно это соответствует влажности физической спелости 50-60% от наименьшей влагоемкости (pF = 3.1-3.5). В этом же интервале влажности качество обработки максимальное, а риски физической деградации минимальны. Максимальные риски и наихудшие условия для обработки устанавливаются в интервале влажности «предел пластичности – предел липкости». Обработка почвы при уровнях влажности выше предела липкости приводит к разрушению почвы как физического тела.
Это же происходит при применении систем обработки без учета способности почвы к воспроизводству показателей сложения и структурной организации (см. Таблица 5)При этом напоминаем, что в соответствии с концепцией консервирующего земледелия акцент ставится на ренатурацию почвообразовательного процесса, а это означает фаворизацию природных элементарных почвообразовательных процессов и восстановление природной динамики почвенных процессов.
Этого можно добиваться биологизацией агроэкосистем и повышением количества органических веществ, вовлеченных в почвообразовательный процесс.Из всего выше изложенного, с учетом роли и места гранулометрического состава в функционирование почв вытекает вывод, что в основе агроэкологической оценки почв следует принимать гранулометрический состав. При оценке земель и проектировании адаптивно-ландшафтных систем земледелия и агротехнологий должны быть использованы почвенные карты.
В этом контексте установлено, что агрофизические свойства почв изменяются в соответствии с распространением почв в почвенном покрове. Вместе с тем, также установлено, что физические свойства, следовательно, и важнейшие режимы, такие как гидротермический и водно-воздушный режим, зависят не только от распространения почв, но определяются также и антропогенными факторами. Наши исследования в ряде хозяйств (Agrosfera BM в Унгенском районe, Vatmol-Agro в Дондюшанском районе, JLC AGRO-MAIAC в Окницком районе, «Победа» Чадыр-Лунгского района и др.) показали, что это ведет к появлению зон различной плотности, сопротивления пенетрации, фильтрации и других агрофизических условий, прямо и опосредованно влияющих на продукционный процесс агроландшафта.
Основные факторы, которые обуславливают выше названные процессы, приведены в таблице 6. Особое место принадлежит процессам агрогенной трансформации и стратификации почвенного профиля почв. Этими процессами затронуты все вовлеченные в сельскохозяйственном производстве почвы и материализуются в постепенном развитие в верхней части почвенного профиля (первые 40- 50 см) агрогенного слоя.
От природных аналогов и от нижележащий части агрогенный слой отличается балансом веществ и энергии, вовлечением в почвообразовательный процесс веществ непочвенного происхождения, интенсивностью, направленностью и динамикой почвенных процессов. Процессы агрогенного почвообразования с образованием агрогенного горизонта начинаются с импактного механического воздействия на верхнюю часть профиля с нарушением ее природного сложения.
Смена естественной растительности на культурную, регулярное механическое перемешивание верхнего слоя почвы, внесение удобрении различных мелиорантов, приводят к существенным сдвигам в водно-воздушном и гидротермическом режимах, биохимических реакциях, состава почвенного воздуха и др. В результате вступают в действие процессы последовательного преобразования почвенной массы, приводящие к частичному стиранию многих естественных свойств и формированию новых. Происходит структурная переорганизация почвенной массы, изменение ее вещественного состава, водно-физических, физико-химических, химических и биологических параметров.
Вследствие этого агрогенный слой разделяется на два горизонта: пахотный и подпахотный. Пахотный горизонт включает слой с наибольшей частотой механического перемешивания и с наибольшим техногенным прессингом веществ непочвенного происхождения. Обычно, он разделяется на несколько субстратов с различной плотностью (см. Таблица 7). Пахотный горизонт частично обеднен в тонкой глине за счет дефляционного обезиливания. Подпахотный горизонт отличается повышенной плотностью сложения, призмовидной и ореховатой структурой, резким снижением общей порозности и объема межагрегатных пор значительным увеличением плотности агрегатов, уменьшением объема влагопроводящих и увеличением объема влагосохраняющих пор.
В зависимости от основных процессов протекающих в пахотном слое и от его состояния он может быть: серогумусовый: определяется процессами дегумификации (содержит менее 3 % гумуса). Видимых зернистых и комковатых агрегатов 50- 60 % структура обладает средненизкой прочностью и водопрочностью. уплотненный: характеризуется величинами плотности сложения близких к критическим и относительно слабой динамикой в течение года. Агрегатный состав преимущественно комковато-зернистый и зернисто- комковатый. плотный: характеризуется преимущественно значениями плотности превышающими критические значения в годовой динамике, структура глыбистая. обесструктуренный: видимых зернистых и комковатых агрегатов 40-25 % содержание водопрочных агрегатов < 25 %. бесструктурный: видимых зернистых и комковатых агрегатов < 25 %. Преобладают агрегаты < 0,5 мм. Водопрочность агрегатов > 1 мм составляет менее 15 %. обезиленный: содержит на 5-7 % меньше ила за счет эолового (дефляционного) или эрозионного обезиливания.
Видимых ценных структурных агрегатов 50- 70 %. метаморфизированный: содержит более 25 % не типичных для черноземов полигональных водопрочных агрегатов. После дождей сильно затвердевает. агротурбационный: сформирован за счет смешивания двух горизонтов (А и АВ). Характерен для почв с изначально небольшой мощностью горизонта Аm. абразионный: образуется за счет смешивания верхней части смытой почвы с нижележащими горизонтами. Характеризуется низкой водопрочностью структуры и предрасположенностью к консолидации и невысокой продуктивностью. синлитогенный светлогумусовый: образуется на территориях, где периодически поверхностным стоком привносится материал непочвенной природы. Периодическое смешивание привносимых масс с почвенным материалом образуется специфическое вещество литогенно-почвенной природы.
Подпахотный горизонт в меньшей степени определяется процессами почвообразовательной природы и в большой степени процессами механической природы воздействующими на почвы в ходе сельскохозяйственных работ. По физическому состоянию предлагаем различать деформированные, консолидированные хардпанизированные подпахотные горизонты. По структуре различают глыбистые, призматические, полигональные, ореховатые, столбовидные. Необходимо отметить, что свойства подпахотных горизонтов определяются тем, за счет какого генетического горизонта они образуются (Am, AmB, B и т.д.). Методами исследования физических свойств в длинномерных траншеях и ключевых участков установлено, что агрофизические свойства изменяются в почвенном покрове непрерывно под влиянием природно- почвенных факторов (внешние факторы и гранулометрический состав) и предельно резко под влиянием агрогенных факторов.
Исходя из всего изложенного приходим к выводу, что реализация принципа ландшафтного адаптирования земледелия требует получение массива пространственно- распределенных почвенно- физических данных, который можно использовать для оценки и последующего расчета движения веществ и энергии в ландшафте, а также принятия обоснованных управленческих решений.
В большинстве используемых сегодня подходов агрофизическая оценка сельскохозяйственных полей проводится по физическим свойствам почв. В то же время, реальную жизнь почвы можно представить на основе ее режимов, определяющих направленность почвенных процессов, а также условия развития растений и, в конечном счете, урожай. Поэтому в рамках развития ландшафтных принципов в современной агрофизике предлагается использовать такие показатели, которые характеризовали бы почву по изменяющимся во времени условиям, в первую очередь содержанию тепла, влаги и воздуха, т. е. по водно-воздушному и гидротермическому режимам.
При этом наряду с теми критериями которые приводятся в таблицах 1-6 целесообразно применять прогнозный расчет, где в качестве модели используются экспериментальные данные : плотность, влажность, гидрофизические константы (ВЗ, НВ), а также расчеты на основе Основной Гидрофизической Характеристики (ОГХ). Чтобы использовать прогнозный расчет для сравнительной агрофизической оценки необходимо стандартизировать начальные и граничные условия. Равные условия на «старте» расчета позволяют выявить составляющую, обусловленную собственно свойствами почвы, ее сложением, мощностью и чередованием слоев, их фильтрационными свойствами, а не внешними факторами – дефицитом или избытком атмосферных осадков. Агрофизическую оптимальность целесообразно оценивать продолжительностью «благоприятных» периодов или вероятностью их появления, а также процессами их сопровождающими и вероятностью их появления в расчетном цикле.
Исходя из имеющихся результатов наших исследований наиболее «подходящими» параметрами, которые следует применять в этих целях, являются плотность сложения и показатели порового пространства. Интегрирующим показателем эволюции почв в этих условиях является содержание и состав гумуса, который является функцией водно-воздушного и гидротермического режимов, а также биопродуктивной функцией почв, материализованной в урожае и количестве органических веществ вовлеченных в почвообразование. Обращаем внимание на то, что биопродуктивная функция связана, непосредственно, с режимами функционирования почв. При этом удобно применять закономерности педострансфера, представленные в таблице 8. Чем она (вероятность) больше, т.е. чем больше длительность благоприятных периодов, тем лучше агрофизическое состояние почвы. При этом учитывается влагосодержание всей расчетной толщи в виде суммарных запасов влаги, что позволяет характеризовать не отдельные почвенные слои, а функционирование профиля в целом.
Применяемые нами стандартизированные начальные, граничные и критические условия, на которых мы основываемся при расчетах, являются: 1. Начальное условие – запас доступной влаги и процессы, протекающие в профиле при влажности, равной наименьшей влагоемкости (НВ). 2. Граничные: состояние почвы и процессы, протекающие в ней при влажности соответствующей 0,7 НВ, 0,5- 0,6 НВ, максимально – молекулярной влагоемкости (ММВ), влажности завязания (ВЗ), максимальной гигроскопичности (МГ). 3. Критические пороги: воздухосодержание < 10 %, влажность < 0,7 НВ, порозность < 40 %. Этот подход позволяет рассчитать элементы режима и дать агрофизическую оценку для каждой точки поля. Таким образом, появляется возможность выделить зоны различающиеся по физическим основам функционирования почвенного плодородия, количественно охарактеризовать агрофизические свойства для сельскохозяйственного поля в целом. Лишь на основании такого подхода должны быть разработаны технические условия и технологические карты дифференцированного включения каждого поля в отдельности в консервирующее земледелие .
Обязательным элементом целостного процесса внедрения той или иной консервативной системы земледелья является транзитный период, продолжительность которого определяется временем и приемами необходимыми для установления в почвах процессов направленных на оптимизацию физических свойств и восстановления системы органических веществ. Отдельное место при определении этого периода приходится на долю фитосанитарной составляющей. Последняя определяется степенью засоренности и составом сорняков.