Какие виноградники мы посадили?

     За последние 10 лет в Молдове было создано около 30 тыс. га новых виноградных плантаций. Нонасколько они оправдали ожидания производителей вин качеством получаемого урожая? Ана-лизом этой ситуации занимаются ученые Научно-практического института садоводства, ви-ноградарства и пищевых технологий. В Каталог сортов растений на 2014 г. (включает сорта,разрешенные к производству и продаже в Молдове) внесено 16 клонов Шардоне, 15 клонов Мерло,16 клонов Пино-нуар, 12 клонов Совиньона, 7 клонов Муската-оттонель и т.д. – всего 161 клонвместе с подвоями. Казалось бы, такой большой выбор – очень хорошо. Но если проанализиро-вать внесенные в каталог клоны, то получается очень интересная статистика.Так ли хороши импортные клоны?

     По словам заведующего лабораторией селекции вино-града Научно-практического института садоводства, ви-ноградарства и пищевых технологий Тудора Казака, когдаон изучил эти клоны в каталоге сортов и клонов виногра-да французского происхождения, то пришел к выводу отом, что картина далеко не радужная.Все клоны, которые производят или размножают воФранции, разделены на четыре группы. В группу А входятклоны, которые отличаются небольшой продуктивно-стью, но дают продукцию самого высокого качества. Онипредназначены для производства великих вин. То есть,если хочешь изготовить вино эксклюзивного качества, тоиз посредственного клона — это просто не возможно.

     К группе B относятся клоны с более-менее высокой про-дуктивностью и не самым высоким, но достаточно ста-бильным качеством. Из их винограда можно получитьвысокого качества ординарные вина или, может быть,использовать их в небольших количествах для купажейвеликих вин.В группу С попали клоны с очень высокой урожайностью,но посредственного качества. Этот виноград – для массо-вых столовых вин.И группа D – специальных клонов, предназначенных дляотдельных типов вин и для посадки этих клонов в мест-ности, отличающейся какими-то особенностями, т.к. онипроявляют свои качества только при определенных по-чвенно-климатических условиях и агротехнических ха-рактеристиках плантаций.Из 11 клонов Шардоне французского происхождения,привезенных в Молдову, семь клонов – категории С, триклона – категории В и один – категории А. По Мерло –аналогичная ситуация: два клона категории А, три клона– категории В, три — категории С и четыре – неизвестнойнам категории D, т.к. мы не знаем, на что они способны вусловиях нашей страны. По Каберне-совиньон ситуацияполучше, но из 11 клонов французского происхождениятри – категории А, пять – категории В и три – категорииС. Из 6 клонов Совиньона французского происхожденияодин – категории А, четыре – категории В, один катего-рии – С.В итальянском каталоге клоны сортов винограда не раз-делены по группам, как во французском, но о них тамдана необходимая информация. Например, об одном изнаиболее распространенных в Молдове клонов Шардо-не — R8 сказано, что у него есть хороший потенциал на-копления сахаров, при средней кислотности, вина из ви-нограда этого клона получаются средними по качеству(при урожае в наших условиях в 9-10т/га).

     Клон Шардо-не VCR4 – сильнорослый, средней производительности,дает средние по качеству вина. Если мы ориентируемся  на высокопроизводительные клоны, которые предназна-чены для массовых, недорогих вин, то не нужно ожидатьот наших виноградников чего-то сверхъестественного.Большинство клонов для посредственных вин завезеноиз Италии, часть – из Франции.Владелец виноградника с. Талмаза как-то поинтересо-вался, почему у него не получается из Мерло хорошоокрашенных вин. При этом урожай собирает приличный,ягоды накапливают большую сахаристость, следователь-но, и спирт в сухих винах высокий, а потенциал красящихвеществ в винограде очень низкий. Ответ простой — когдавыбирали клоны для посадки виноградника, обратиливнимание только на урожайность и не подумали о том,что из этого винограда еще нужно получить высокока-чественные вина с хорошим накоплением дубильных икрасящих веществ. По мнению ученых, такой виноградпригоден только для ординарных вин или, если перера-ботать его по-белому, для дистилляции. Подобная карти-на наблюдается на очень многих плантациях — в Кахуле,Вулкэнешть, Штефан-водэ и т.д. Производителям, преждечем посадить виноградник, желательно проконсульти-роваться с учеными НПИСВиПТ, которые могли бы датьрекомендации по выбору клонов, в зависимости от того,какие цели ставит перед собой владелец плантации.Более того, поскольку эти клоны внесены в Каталог со-ртов растений, местные питомники могут размножитьлюбой клон без консультаций с институтом. При этомнаши питомниководы в большинстве случаев не знают,какими характеристиками обладают конкретные клоны.

Собственные разработки

— Ученые института начали работу по выделению клоновдостаточно давно, — рассказывает Тудор Казак. — В послед-нее время мы продолжаем выделение биотипов Каберне-совиньон, Каберне-фран, группы Пино, Шардоне, Алиготеи других сортов. Плантации клонов, завезенных из другихрегионов, отличаются очень большой энергией роста,могут проявлять высокий продуктивный потенциал. Ноони являются более доступной мишенью для основныхболезней в период вегетации – милдью, серой гнили, ои-диума и т.д. Поэтому эти клоны требуют более высокойстепени защиты растений. Также из-за силы роста ониочень часто, к примеру, те же клоны Мерло, Совиньона,отличаются слабой устойчивостью к низкой температурезимой и первыми замерзают, как только ударят морозы.Посадки Мерло, который производится в Молдове деся-тилетиями, не подвержены так сильно влиянию морозов.Стараясь производить вина из распространенных в Мол-дове клонов, например, Совиньона (конечно, имеет зна-чение и экспозиция, состав почвы, подвой и т.д.), оченьредко получаются выдающиеся вина. Поэтому для произ-водства вин с тонким ароматом смородины в Совиньоненужно обратить внимание на стародавние плантации ипродолжить выделение клонов в этих популяциях, что,впрочем, относится и к другим сортам.

     У нас есть интересные клоны Каберне, Шардоне, Со-виньона, Пино-нуар, Пино-гри и других сортов, кото-рые отличаются стабильными урожаями и лучшимипоказателями устойчивости к болезням и низкимтемпературам. Выделяя эти клоны из местных попу-ляций, мы не только сократим число опрыскиванийпротив болезней, но они будут и более стабильнымив производстве.

     В течение семи-восьми лет мы должныудостовериться в выделенных признаках – насколькоони стабильны в конкретных условиях, и как это влияетна качество продукции и дегустационную оценку, чтобыточно знать, какой клон подходит для качественных вин,а какой – для дистиллятов и ординарных вин. И в Каталогесортов растений нужно дать информацию о клонах и ихпредназначении.В Твардице есть сортоиспытательный участок европей-ских сортов, на котором испытываются более 100 клонов(результатами испытаний пользуется Государственнаякомиссия по испытанию сортов растений для принятиярешений). Самое важное – определиться, какие из нихподходят для условий Молдовы, а остальные не должныполучать распространения. Каждый производитель, по-купая саженец, вправе знать о его назначении – даст лион высокий урожай и посредственное качество вин илинаоборот.

     Но предварительно каждый клон необходимоиспытать в разных регионах нашей страны, чтобы сделатьоднозначные выводы. Например, высокопродуктивныеклоны могут и в Молдове давать большие урожаи, но онине способны переносить низкие температуры зимой. Естьмассивы, которые после морозной зимы вообще не дава-ли урожая. Или, например, есть клон Совиньона с менееплотной гроздью, благодаря чему он меньше страдает отсерой гнили. В прошлом году мы выделили формы Али-готе, которые почти не поражаются серой гнилью, в товремя как рядом посадки клона Алиготе были пораженына 95%. Вот что значит идентификация биотипов, которыемогли бы влиять на будущие урожаи.Работая над выведением новых биотипов наших новыхсортов и известных стародавних сортов – группы Фетяскаи других, обращаем внимание на такую закономерность

у биотипов с высокой производительностью качествовинограда обратно пропорционально количествуурожая.

     Так, есть кусты Фетяска-нягрэ, которые дают по 16-18 кг. Но высокое качество ягод, соответственно, и виниз них, можно получить, только регулируя урожай, чтобысобрать не более 8-10 т/га.Поскольку было мало выделено и клонов, и безвирусныхбиотипов посадочного материала для районированныхсортов и сортов, созданных в институте, и местного про-исхождения, как группа Фетяски, Рара-нягрэ, мы про-должаем работать в этом направлении. Например, мыобследовали новые виноградники Рара-нягрэ в Пуркарь,Комрате и других местах и увидели очень большую вари-абельность между кустами по урожайности, окраске ягоди ее равномерности, и, соответственно, разное качествовин. Мы выделили определенное количество кустов, онинаходятся на стадии дальнейшего быстрого размноженияи получения клонов, которые отличаются более стабиль-ной окраской, урожайностью и большей приспособлен-ностью к нашим условиям. Таким образом, будем улуч-шать традиционные местные сорта, чтобы вырабатыватьиз них высококачественные сортовые вина.Последние годы мы также сделали акцент на Саперави иРкацители, которые имеют большой удельный вес в по-садках и очень востребованы производителями. У насесть несколько лучших участков этих сортов, выделен-ных в Хынчешть, Комрате, Чадыр-Лунге. Например, в Хын-чешть сохранились 35-летние кусты Ркацители, дающиестабильные урожаи каждый год. Выделение клонов и раз-множение только тех из них, которые обеспечат высокоекачество продукции и устойчивость растений к климати-ческим условиям и болезням, приведут к получению изгода в год стабильных по качеству вин и более долговеч-ных плантаций.

Что есть на выходе

     — По новым сортам местной селекции мы приступили кработе в 2004 г., начав с них, потому что безвирусный по-садочный материал для этих сортов больше негде взять,- продолжает собеседник. — У института есть довольнобольшие плантации Виорики, где мы заметили несколь-ко ее биотипов. Например, есть биотип с плотной гроз-дью и менее выраженным ароматом и, наоборот, биотипс достаточно рыхлой гроздью, с более ярким ароматоми меньшей урожайностью. Поэтому эти признаки надовыделить в разных клонах — для рядовых вин и высоко-качественных. Этим мы и занимаемся: с введением этихбиотипов в культуры «invitro» проверяем на присутствиевирусных, микоплазменных и бактериальных заболева-ний. У нас есть 27 сортов молдавской селекции

— не толькоинициальные кусты. Они уже находятся и на специальносозданном участке по первичному размножению (в кон-серваторе, или хранилище) клонов, чтобы дальше их раз-множить и предоставить питомникам исходный материалпо тем клонам, которые прошли все тесты на вирусные ибактериальные заболевания, и в то же время отличаютсялучшими показателями по качеству и количеству урожая.Многие из тех, кто в последние годы посадил виноград-ники сорта Молдова, спрашивают, почему на одной план-тации наблюдается большое разнообразие кустов повеличине ягоды, грозди и другим показателям? Потомучто Молдова была размножена без контроля селекцио-неров, в результате чего произошло расщепление сорто-вых признаков. Это часто случается при бесконтрольноминтенсивном вегетативном размножении. И разное каче-ство глазков тоже имеет место. Когда для размножения невыделяются самые лучшие кусты, то и плантации получа-ются неоднородными по качеству. Хотя у нас есть вино-градник сорта Молдова, посаженный в 1980-е годы, гдетипичность кустов 95-97%.

     В настоящее время мы выде-ляем несколько клонов Молдовы, которые и по величинеягоды и по компактности гроздей (они должны быть несильно плотными, но и не очень рыхлыми) соответствуютсовременным требованиям к столовому винограду. Мыхотим вернуться к тому, чтобы предоставить питомникамболее однородный по качеству и здоровый посадочныйматериал. С одной стороны, нужно поднять культуру про-изводства наших сортов, а с другой – поддержать каче-ство полученной продукции.В теплицах института есть около 35 сортов по 25-50 рас-тений, в зависимости от количества и значения каждогосорта и клона, а в консерваторе клонов — по пять-семь ря-дов каждого клона. Мы ждем, чтобы нам заказали: нужентакой-то клон Виорики, Ритона или Каберне.Непосредственно уже готовы для размножения в питом-никах столовые сорта Осенний черный, Ляна, Фрумоасаалбэ, Яловенский устойчивый, Гузун, технические Вио-рика, Ритон (есть по 250-300 кустов). Мы и сами могли быпроизводить какое-то количество посадочного материа-ла, например, если бы поступил заказ на 5 тыс. саженцевВиорики категории предбазисный или базисный. Кстати,во Франции такие саженцы стоят по 5 евро, у нас – зна-чительно дешевле.

     Через год-два мы сможем обеспечитьнеобходимое количество материала для закладки маточ-ников местных технических сортов Фетяска, Рара-нягрэ идругих. Поскольку в ближайшее время в институте будетпостроен современный питомниководческий комплекс,мы сможем обеспечить любой заказ для питомников, что-бы они могли размножать их дальше. Ведь от качества первоначального материала зависит качество нашихбудущих плантаций. Чем быстрее отечественные производители начнут ориентироваться на наш посадочныйматериал, тем скорее появятся более качественные вино-градные плантации.

Но есть одно ≪но≫

За интеллектуальную собственность надо платить ро-ялти. По лицензии института производят посадочныйматериал созданных им сортов в Италии и на Украине,за что он получает роялти. Однако молдавские питомни-ководы считают, что институт должен им передать сортабесплатно. Например, в 2012 г. в нашей республике былопроизведено около 3,5 млн саженцев сортов молдавской селекции, большинство из них защищены патентами, аинститут за это не получил ни одного бана. Между тем насоздание нового сорта уходит 25-30 лет, не говоря об ин-теллектуальных затратах.В создавшейся ситуации отечественной науке выгоднеесотрудничать с иностранцами, чем с местными произво-дителями, т.к. первые охотно заключают контракты и со-блюдают их требования. Наши о договорных отношенияхи слышать не хотят.

Они предпочитают приобретать воФранции саженцы по 2,5 евро не самой высокой биоло-гической категории и нести транспортные расходы, чемкупить у института дешевле и получить гарантию каче-ства. Ученые полагают, что питомники должны платить неменее 3% от промышленного дохода за использованиеих научных достижений. Для сравнения: в других странах,например, в Италии, Испании сумма роялти за использо-ванный сорт, который находится под авторской защитой,доходит и до 50% от полученного дохода.

     Немаловажно и то, что материал для размножения, соз-данный в нашем институте, более высокого качества, чемимпортный, т.к. ученые гарантируют отсутствие в нем ви-русных заболеваний и особенно бактериального рака,который часто привозят из-за границы вместе с сажен-цами. Более того, в цикл производства посадочного ма-териала в этом году включены меры по предупреждени юраспространения очень опасного нового заболевания –золотистого пожелтения (кстати, тоже импортированноговместе с посадочным материалом).

Ангелина Таран

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *