No-till, засуха и кукуруза

      Впервые я начал внедрение технологии Notill в АФ «Могутне», что в селе Веселовка, возле Кировограда. Здесь Notill применяется уже десятый год. Одно небольшое хозяйство развилось в целую структуру. Теперь у нас 8000 га, 100-процентный Notill, высокая рентабельность и лучшие производственные показатели в районах. Надеюсь, некоторые идеи о том, как удалось достичь таких результатов, будут интересны читателям сельскохозяйственного журнала «LA» в Молдове.

      Наши агрофирмы расположены в самых разных зонах Украины. В степи – Кировоградская область, на западе страны, в Полесье – Тернопольская и Житомирская об­ласти. Агрофирма «Могутне» находится в степной части Украины. Осадков выпадает немного – 250-400 мм. В пе­риод роста и развития растений часты засухи и высокие температуры. Одной из основных культур в хозяйстве яв­ляется кукуруза.

      Что подвигло нас к применению прямого посева? Это были сугубо экономические факторы: оптимизация про­изводства, снижение расходов на тонну продукции, ка­дровая проблема. В процессе применения технологии, мы открыли для себя и другие положительные ее момен­ты. Ранее о них нам говорили бразильские фермеры, но их отзывы тогда для нас звучали не очень правдоподоб­но: сохранение влаги, уменьшение эрозии, улучшение структуры почвы, повышение биологической активности,увеличение плодородия почвы.

      К слову, в Бразилии No-till применяют уже лет 40 и регу­лярно получают хорошие урожаи. Я несколько раз был на юге Бразилии, где посещал фермеров, которые применя­ют «Plantio Direto» – дословно «прямой посев» – по 30-40 лет. Я также встречался со специалистами из Аргентины, от которых тоже узнал много полезного. У них свои под­ходы, свой No-till. По возвращению из Латинской Амери­ки, я перенес их опыт на почвенно-климатические усло­вия нашего региона. Ведь у нас, особенно в центральной и южной части страны – Кировоградская, Николаевская, Запорожская, Херсонская и Одесская области – условия заметно отличаются от бразильских. Отличается все: на­чиная от севооборотов и осадков, заканчивая почвами и располагаемым парком техники. У нас более жесткие условия: меньше осадков, шире амплитуда температур, иные — по химическим и физическим параметрам — почвы. Например, наши почвы очень липкие – при наличии вла­ги они сильно налипают на рабочие органы сеялки. А в Бразилии можно дойти до середины поля после дождя практически не испачкав обувь. Это нужно учитывать при планировании и организации полевых работ, особенно весной, при посеве кукурузы или подсолнечника.

      Сейчас я много езжу по Украине, консультирую ферме­ров, помогаю внедрять адаптированные версии техноло­гии No-till. Бывал я также в различных регионах России, в Молдове – в районе Единец. Там, где сельхозпроизво­дители следуют принципам и методам этой технологии, тщательно выполняют рекомендации – всегда хороший результат. Возьмем, к примеру, кукурузу. Применение технологии No-till в процессе производства этой культу­ры весьма перспективно. Кукуруза, возделываемая по No-till, через периоды экстремальных погодных условий проходит намного лучше, чем те плантации, где приме­ нялись традиционные приемы интенсивной обработкой почвы. Предпочтительный результат достигается, в зна­чительной мере, благодаря укрыванию почвы раститель­ными остатками культур-предшественников. Мульчиро­вание препятствует испарению влаги, защищает почву от перегрева, дает пищу дождевым червям, препятствует эрозии, обогащают почву элементами питания.

      Лучшими предшественниками для кукурузы в южных регионах являются зерновые колосовые, подсолнечник, соя и кукуруза. Растительные остатки предшественника не должны быть мелко измельчены, а стерня должна быть как можно выше. В идеале использовать очесывающую жатку для уборки зерновых, а кукурузу следует убирать без измельчения, срывая только початок.

      Применение измельчителя приводит к ухудшению каче­ства посева и уменьшению сохранения влаги. Высокая стерня способствует снегозадержанию. Снег остается в полях, а не в лесополосах. Таким образом, создается за­пас весенней влаги для культуры.

      Измельчение растительных остатков – типичная ошиб­ка начинающих. Есть и много других распространенных ошибок, с которыми мне приходится сталкиваться, посе­щая фермерские хозяйства.

      Предпосевная обработка почвы заключается во вне­сении гербицида сплошного действия до посева. По­сев должен осуществляться в сухие остатки сорняков. Нормы гербицида (в качестве ориентира возьмем ори­гинальный глифосат) и сроки внесения могут варьиро­ваться в зависимости от количества и видового состава сорняков: 1,5-2,0 л/га за 3-5 дней до посева при малой засоренности и 3,0-4,0 л/га за 7-10 дней до посева при сильной засоренности полей. Стандартно – это за 3-7 дней до посева и 2,0 л/га.

      Посев следует проводить в физически зрелую почву, которая не липнет на рабочие органы сеялки (сошник, опорно-регулировочные и прикатывающие колеса). Почва должна иметь рассыпчатую структуру, и не образо­вывать комков за сошником.

      Сроки посева не отличаются от традиционных сроков для региона. Но при этом надо учитывать более медленное прогревание почвы из-за наличия растительных остат­ков. Там, где применяется No-till, почва достигает необ­ходимой температуры на 2-3 дня позже, чем почва вспа­ханных полей. Посев можно начинать, когда температура почвы на глубине посева достигает +8°С с дальнейшим повышением согласно прогнозу.

      Нормы высева кукурузы не изменяются и соответствуют общепринятым для данной зоны. Например, в Веселовке я сею 80 тыс. штук/га с FAO 300-330, а в Запорожье реко­мендую сеять 50-55 тыс. штук/га с FAO 300-350.

      Не советую загущать посевы в зонах недостаточного ув­лажнения, особенно там, где меньше всего осадков вы­падает в период вегетации. Если сложатся особо небла­гоприятные условия, то при такой норме высева (50-55 тыс. штук/га), растению хватит влаги для формирования початка.

      Не пренебрегайте обработкой семян инсектицидным протравителем! Многие поставщики заявляют, что семе­на протравлены, но при этом не уточняют, что протрав­лены они только фунгицидом. Потери от ущерба, нане­сенного почвенными вредителями, могут многократно превысить расходы на протравитель.

      Количество удобрений я рекомендую рассчитывать, ис­ходя из плановой урожайности. При внесении азотных удобрений учитывайте массу растительных остатков на поле – 10 кг/га действующего вещества для минерализа­ции 1 тонны остатков. Приведу конкретный пример: не­давно был в одном из хозяйств Сумской области. В этом районе песчаные черноземы с содержание гумуса до 3%. Фермер работает по технологии No-till с 2007 года, а широкорядные культуры (кукурузу и подсолнечник) начал сеять с 2013 года – после приобретения специали­зированной сеялки. Урожайность кукурузы в 2013 и 2014 годах у него составляла порядка 8 т/га. В 2015 году этот фермер внес всего лишь 100 кг/га аммиачной селитры. В результате, на некоторых участках поля растения были развиты неравномерно – от 1,8 до 2,5 м высоты. Такое «волнообразное» развитие кукурузы объясняется недо­статочным обеспечением питательными веществами.

      Высокую урожайность можно получать при сбалансиро­ванном минеральном питании. В засушливых районах лимитирующим фактором урожайности является влага, и даже высокие дозы удобрений не позволят получить хороший результат при длительном отсутствии осадков в вегетационный период. Технология No-till обеспечивает более длительное сохранения влаги в почве и более эф­ ва. Остатки культуры-предшественника защищают почву от быстрого испарения влаги – температура под расти­тельными остатками будет всегда наполовину ниже, чем на открытой поверхности поля.

      Конечно, технология No-till позволяет уменьшать количе­ство удобрений за счет тех естественных процессов, ко­торые происходят в почве: восстанавливается и повыша­ется микробиологическая активность, улучшается струк­тура, оптимизируется плотность, влагопроницаемость и влагоемкость, увеличивается количество питательных веществ и их доступность для растений. Тем не менее, 100 кг/га аммиачной селитры — мало для получения хорошего урожая. Период внесения азотных удобрений варьирует­ся в зависимости от зоны: в засушливых зонах — это осень или весна, если в данный период нет опасности промы­вания в почву. На склонах и в местах возможного промы­вания однозначно рекомендую весеннее внесение удо­брений. В любом случае, температура воздуха и почвы не должна быть выше +10°С. Оптимальная доза удобрений при посеве кукурузы от 100 до 150 кг/га NPK, опять же учитывая плановую урожайность.

      Мой опыт показал, что удобрения должны находиться несколько глубже, чем расположены семена. До 5 листка растение кукурузы может развиваться за счет питатель­ных веществ, содержащихся в посевном материале. К это­му времени, кукуруза формирует вторичную корневую систему, которая способна брать из почвы и подавать к растению питательные вещества. Если Вы внесли удобре­ния под семена, то к моменту формирования вторичной корневой системы удобрения уже находятся в доступной для растений форме (солевого раствора) и оптимальной концентрации.

      В засушливых регионах, где есть опасность стремитель­ного выдувания влаги весенними суховеями, кукурузу следует сеять на глубину 7-8 см, туда, где есть влага. Если почва достаточно влажная, а температура воздуха невы­сокая, то посев можно производить на глубину 5-6 см. А удобрения положить на 2-4 см глубже. Тогда и будет до­стигнут тот эффект, о котором писалось выше.

      Гарантированный контроль сорняков дает двухразовое применение гербицидов в фазе 3 и 6 листков. Мы исполь­зуем две разные баковые смеси на каждую обработку. Не стоит рисковать и обрабатывать кукурузу от сорняков один раз в фазе 3-6 листков. Я много раз видел, как вторая волна сорняков полностью угнетала культурное расте­ние. Одним из важнейших элементов для роста кукурузы и формирования урожая является цинк. Мы обязательно вносим этот микроэлемент в хелатной форме дважды за сезон. Обычно добавляем в баковую смесь гербицидов, а при повторной обработке используем еще и карбамид. В остальном защита посевов кукурузы ничем не отличается от традиционной. Могу добавить, что для контроля сте­блевого мотылька, хлопковой, зерновой и других совок, мы используем биологическую защиту – трихограмму, но это тема для отдельного разговора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *