Таким был лейтмотив сразу нескольких семинаров, состоявшихся в конце прошлого года. Национальная федерация «AGROinform» и Республиканский союз сельхозпроизводителей «Uniagroprotect» призывали аграрников объединяться в предпринимательские кооперативы.
В Европе (Великобритания, Франция, Нидерланды) и США их история насчитывает более ста лет. Фермеры и мелкие торговцы объединялись в маркетинговые группы – второе, по сути, аналогичное название предпринимательских кооперативов – с целью закупок ресурсов у поставщиков и реализации готовой продукции конечным потребителям/переработчикам в большем количестве и по более выгодным ценам.
Со временем, конечно, некоторые маркетинговые группы — к примеру, «Голубой бриллиант», крупнейший оператор рынка миндаля в США – трансформировались в унитарные предприятия с небольшим числом совладельцев. Но некоторые предпринимательские кооперативы и сегодня – коммерческие объединения большого количества юридически самостоятельных агропредприятий.
Дети «капитана Гранта»
В Молдове формирование маркетинговых групп (предпринимательских кооперативов) — уже относительно давняя традиция, привитая десятилетие назад специальным донорским проектом европейской программы TACIS и, опять-таки, донорским проектом поддержки фермеров USAID/CNFA. Наиболее успешным детищем второго проекта стал предпринимательский кооператив «Agrostoc», который на данный момент является самым крупным объединением такого рода в РМ. Председатель ПК «Agrostoc» Игорь Тагадюк рассказывает, что десятилетие назад, в момент основания кооператива, его учредителями были 15 «агромагазинов» — бенефициариев проекта USAID/CNFA.
За период внедрения проекта финансовая помощь кооперативу составила в общей сложности порядка $600 тыс, в том числе, $200 тыс. в виде обусловленного (с возможностью капитализации) беспроцентного кредита на пополнение оборотных средств. В значительной мере эта поддержка стала гарантом выживания организации на начальном этапе и стимулом для её развития. По линии европейского маркетингового проекта на процесс создания предпринимательских кооперативов, видимо, был потрачен ещё больший бюджет.
При финансовой и технической поддержке TACIS в первые годы нового тысячелетия в Молдове появился и закон о предпринимательской кооперации, и около 180 кооперативов. Однако к настоящему времени их осталось около 30. Они объединяют около 2 тысяч аграрников – физических и юридических лиц, и производят продукцию на несколько десятков миллионов леев.
Не слишком много, если учесть, что такой годовой оборот в Молдове может показать и одно крупное сельхозпредприятие – общество с ограниченной ответственностью. Но стоит отметить, что, несмотря на коммерческую ориентированность, маркетинговые группы социально значимы – это организации, в которые, ради увеличения товарных партий, собираются преимущественно малые крестьянские хозяйства (физические лица). Кстати, с момента «бума» предпринимательской кооперации в РМ в первые годы тысячелетия, маркетинговые группы не только исчезают, но и появляются.
По словам Юрия Хурмузаки, вице-председателя «AGROinform», только за последние несколько лет при содействии федерации в стране образовано восемь таких кооперативов. Сейчас, помимо «AGROinform», маркетинговую кооперацию технически и финансово поддерживают и другие структуры, в частности – один из проектов американской донорской программы «Compact».
Наиболее благоприятные области кооперирования: животноводство…По мнению Юрия Хурмузаки, в отдельных отраслях сельского хозяйства РМ сложившаяся ситуация не оставляет аграриям иного варианта развития бизнеса, кроме кооперации. Первым номером в списке таких отраслей, вероятно, следует считать производство молока. На данный момент в Молдове оно сосредоточено исключительно в индивидуальном секторе: в мелкотоварных домохозяйствах и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Крупные молочные фермы на десятки и, тем более, сотни дойных коров в нашей стране – единичные исключения. В такой ситуации молокоперерабатывающим предприятиям приходится инвестировать значительные средства в заготовительную инфраструктуру: специализированный транспорт и коллекторные пункты. При этом эффективность заводских систем заготовки молока малыми партиями на относительно обширной территории и у большого числа фермеров всё равно оставляет желать лучшего – и в плане себестоимости, и в плане стабильности качества приобретаемого сырья.
Очевидно, что в таких реалиях для переработчиков наиболее простым способом оптимизировать затраты является снижение закупочных цен на сырьё, в те моменты и в той мере, в какой это позволяет рынок, т.е. конкурентная среда. Для фермеров-производителей молока фактически единственным способом получить более высокую плату за продукцию становится наращивание её количества и стабилизация её качества. А единственным доступным механизмом такого роста для многих из них является объединение в предпринимательские кооперативы, деятельность которых в РМ регулируется специальным законом.
Раньше маркетинговые группы (кооперативы) фермеров-производителей молока получали в основном гранты – от TACIS и идеологических приемников программы, теперь – в основном льготные кредиты на закупку холодильного и контролирующего оборудования для заготовительных пунктов, от Compact и др. Вложения собственных средств участников таких кооперативов в расширение их материально-технической базы – явление редкое. Важная особенность, на которую обращают внимание многие специалисты, заключается в том, что именно в молочной отрасли кооперативы — это организационная форма на стыке бизнеса и социального фактора.
Она ориентирована не столько на развитие объёмов производства, сколько на увеличение личных доходов фермеров. В этой связи стоит отметить, что автору этой статьи известен лишь один случай, когда предпринимательский кооператив поднялся на следующий этап эволюционного развития – создал цех производства готовой молочной продукции... и плодоводство.
Вторая отрасль, где предпринимательскую кооперацию можно считать безальтернативной формой развития агробизнеса – это плодоводство. И в этом случае системообразующей задачей кооператива является формирование и реализация крупных партий продукции однородного (и как можно более высокого) качества. Однако в маркетинговых группах производителей фруктов бизнес явно превалирует над социальным фактором — вне зависимости от того, большими или малыми площадями садов располагают те или иные члены кооператива.Причин тому несколько. Во-первых, закладка даже небольшого интенсивного сада – это изначально бизнес, товарное производство, которое предполагает большие инвестиции и, соответственно – бизнес-план (в отличие от производства молока в домохозяйстве или малом крестьянском хозяйстве, которое, прежде всего, удовлетворяет собственные потребности и реализовывает только излишки продукции).
Вовторых, плодоводство как биз нес в РМ ориентировано, прежде всего, на экспортные поставки (по крайней мере, автору этой статьи не довелось общаться хотя бы с одним владельцем интенсивного сада, который бы утверждал, что выстраивает свой бизнес в расчете на доходы от реализации продукции на внутреннем рынке). Между тем, специалисты единодушны во мнении, что фактически единственный рынок для сбыта молдавских фруктов – восточный, в основном, российский — со временем (и достаточно быстро) уменьшается.
В нынешнем году после визитов в Молдову представителей властных структур РФ министр сельского хозяйства Василе Бумаков чётко обрисовал перспективы: отечественные экспортёры фруктов сохранят свои позиции на российском рынке, только если повысят качество продукции и будут поставлять её в современной упаковке. Кстати, потребность дальнейшего развития именно в этом направлении – не столько «вширь», сколько «вглубь» — осознают и сами кооперирующиеся плодоводы. Так, к примеру, отдельные члены ассоциации производителей и экспортёров фруктов «Moldova Fruct» отмечали ещё в прошлом году, что для предпринима тельского кооператива, организованного при ассоциации, наиболее актуальной задачей является даже не строительство холодильников (ими уже располагают многие члены организации), а создание упаковочных цехов.
Однако с тех пор мало что изменилось, т.е. действующих упаковочных линий не стало больше. Вероятно, в данном случае проявляются слабые – в молдавских реалиях — стороны такой формы организации агробизнеса, как предпринимательский кооператив. Сложности в согласовании и корпоративном управлении возникают тогда, когда его многочисленным членам – юридически самостоятельным предприятиям – необходимо не просто сформировать крупные партии товара для реализации, а совместно инвестировать средства в общую производственную инфраструктуру. Все заинтересованные лица объясняют неудачи отсутствием таких традиций.
Согласно отчёту ПК «Agrostoc» в 2010 году реализовал продукции на общую сумму около 145,5 млн леев, примерно на 9 млн леев больше, чем в 2009 году. При этом его валовая прибыль в общей сложности превысила 25 млн леев, плюс около 2,5 млн в сравнении с показателем за предыдущий отчётный период. В прошлом году кооператив импортировал пестициды (продажи – около 50 млн леев), удобрения (соответственно 27 млн леев), семена (19,5 млн леев), сельхозтехнику (2 млн. леев) и экспортировал сельхозпродукцию (45 млн леев).
По закону о предпринимательских кооперативах, ПК «Agrostoc» не менее 50% от объёма товаров и услуг реализует своим членам – со скидками и прочими бонусами, предусмотренными внутренними регламентами организации, остальное – внешним клиентам, по рыночным, конкурентоспособным ценам и тарифам. По предложению административного совета и решению общего собрания кооператива, прибыль частично направляется на инвестиционную деятельность и в гарантийный фонд рисков, частично – выплачивается членам-предприятиям. Но поэтапно: 25% сразу, остальное – в течение пяти лет. Как утверждает председатель административного совета кооператива, директор ООО «Savit-Sim» Александру Смутин, в некоторые годы, особенно на начальном этапе работы кооператива, прибыль распределялась между его членами в полном объёме – для укрепления доверия. Теперь авторитет организации и уровень доверия её участников-пайщиков друг к другу и к правлению достаточно высок для реинвестирования прибыли.
Перспективы кооперирования в полеводстве.
Многие эксперты указывают на то обстоятельство, что до последнего времени наиболее органичной областью для создания предпринимательских кооперативов было производство продукции с высокой добавленной стоимостью — фрукты, картофель и овощи. На данный момент, существует лишь один сравнительно небольшой предпринимательский кооператив, специализиру ющийся на складировании, подработке и реализации зерна (в районе Фалешть). Однако, произошедшие в этом году события в молдавском зерновом/масличном бизнесе, а также резкое снижение ценовой конъюнктуры регионального рынка зерна, вероятно, вынудят некоторых наиболее прозорливых производителей полевых культур, как минимум, задуматься о кооперации.По мнению директора компании «WeTrade» Александра Татарчука, базовые мотивы для кооперирования у аграрников-полеводов такие же, как и у их коллег из других сегментов сельского хозяйства.
Во-первых, формирование крупных партий продукции. А когда эта продукция – зерно, и отечественные, и зарубежные трейдеры всегда предлагают цену тем выше, чем больше партия товара. Во-вторых – возможность централизованной закупки крупных партий дизтоплива, минеральных удобрений, средств защиты растений и семян по более выгодной цене (снабженческая функция предпринимательской кооперации на данный момент наиболее реализована в ПК «Agrostoc»).
Втретьих, кооперация производителей полевых культур позволит им с меньшими затратами в расчете на каждого участника объединения нанять штат высококвалифицированных специалистов, прежде всего, маркетологов и агрономов. Кстати, сравнительно меньший, чем в плодоводстве, ассортимент производимой продукции и большая унификация агротехнологических процессов в полеводстве создают более явные предпосылки для передачи решения этих задач в офис предпринимательского кооператива. В-четвертых, кооперация позволит, опять-таки, с меньшей финансовой нагрузкой на каждого участника организации, осуществлять закупки крупной сельхозтехники – мощных тракторов, высокопроизводительных посевных комплексов, опрыскивателей и т.п. При этом стоит отметить, что вид и мощность этой техники будут рассчитаны исходя из определенной общей сельхозплощади и перечня производимых культур. Однако, в данном случае уместней даже не предпринимательская (маркетинговая), а производственная кооперация. Тем более что в юридическом поле РМ это место занято специальным законом. До недавних пор производственная кооперация больше, чем в других отраслях сельского хозяйства, была востребована в виноградарстве, благодаря возможности эффективно задействовать большое количество рабочих рук на сравнительно небольших сельхозплощадях.
Теперь, в меняющейся конфигурации рынка зерновых и масличных культур, производственная кооперация может быть результативна, но уже не как социальный механизм консолидации труда, а как экономический механизм объединения преимущественно крупных агробизнесменов-землевладельцев. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в условиях отсутствия традиций кооперирования, это скорее идеальная модель развития, чем реальная и массовая практика.
Материал подготовила Светлана Закатова
